Сухие пивные дрожжи  полученные по оригинальной технологии для более полного сохранения питательных веществ, проявляют ростостимулирующее, адаптогенное,. и иммуностимулирующее действие.

Сухие пивные дрожжи активируют обмен веществ у лабораторных животных и поросят, увеличивают в крови животных содержание общего белка, иммуноглобулина G, активность лизоцима и других факторов неспецифической защиты организма.Отработаны оптимальные дозы и курс назначения сухих пивных дрожжей в свиноводстве для поросят после отъема.

В оптимальных дозах и схемах применения сухие пивные дрожжи не проявляют побочные эффекты.

 

Добавление сухих пивных дрожжей в количестве 3% к сухому корму и 40-42-дневное их применение повышает устойчивость поросят к неблагоприятным факторам, снижает проявление желудочно-кишечных и других болезней, уменьшает отход, повышает прирост массы и снижает расход корма на единицу привеса.

 

Сухие пивные дрожжи могут быть использованы в свиноводстве в критический период выращивания поросят (после отъема от свиноматки) в качестве альтернативы кормовым антибиотикам.

 

Разработаны Рекомендации по применению сухих пивных дрожжей в свиноводстве при выращивании поросят после отъема.

 

Предложена новая кормовая добавка – сухие пивные дрожжи, приготовленные по оригинальной, сберегающей питательные вещества, технологии, как альтернатива кормовым антибиотикам при выращивании поросят после отъема от свиноматки, то есть в самый критический период их жизни.Отработаны оптимальные дозы и схема применения сухих пивных дрожжей для поросят-отъемышей. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на кафедрах фармакологии и токсикологии, кормления и внутренних незаразных болезнях.

 

Укрупнение животноводческих хозяйств наряду с очевидными преимуществами в эксплуатации, возможностью автоматизации многих производственных процессов и более рационального использования трудовых ресурсов создало ряд проблем в области здоровья животных. Большая скученность, стресс, нарушение многих зоогигиенических норм (качество воздуха, температурный режим) стали негативно сказываться на здоровье животных и появлении иммунодефицитных состояний. Болезнетворные организмы многократно пассажируясь на ослабленных животных приобретали все более патогенные формы, а от бессистемного применения антибиотиков у возбудителей болезни вырабатывалась устойчивость к этим средствам (Никитченко И.Н. и соавт., 1988; Придыбайло Н.Д., 1990; Соколов В.Д., 1990, 2005; Андреева Н.Л., 1993; Курдеко А.П., 2004). Повышалась заболеваемость молодняка диареей и болезнями органов дыхания. Снижался средний прирост массы тела животных, увеличивалось количество павших, повышались затраты на корма и лекарства. Для преодоления этих негативных явлений в животноводстве стали применять стимуляторы роста: гормоны, ферменты, иммуномодуляторы, пробиотики, а также кормовые антибиотики (Антипов В.А., 1989; Пивняк И.В., 1989; Соколов В.Д., Андреева Н.Л., 1990; Соколова Л.Н. и соавт., 1990; Ноздрин Г.А., 1995). Среди ростостимулирующих средств, наиболее эффективными оказались кормовые антибиотики, поэтому они стали чаще использоваться для этих целей.

 

Применение кормовых антибиотиков позволило значительно снизить негативное действие условно-патогенных и патогенных микроорганизмов, повысить эффективность использования кормов, прирост живой массы, и устойчивость животных к инфекционным заболеваниям, уменьшить отход. Такой метод хозяйствования позволил повысить рентабельность в животноводстве и избавиться от некоторых острых проблем на протяжении нескольких десятилетий (Андреева Н.Л., 1982; Петрухин И.В., 1989; Антипов

 

B.А., 1989; Соколов В.Д., Андреева НЛ.Д 990; Соколов В.Д. и соавт., 2001).

 

Однако со временем, наряду с положительным стало проявляться и отрицательное побочное действие от применения кормовых антибиотиков, как в самом животноводстве, так, и негативно сказываться на состоянии здоровья населения как окончательного потребителя продукции животноводства. Кроме того, это выражалось в образовании новых штаммов болезнетворных микробов, устойчивых к применяемым длительное время в животноводстве кормовым и лечебным антибиотикам: И, следовательно, снижения их эффективности при лечении животных и человека (Навашин С.М., Фомина И.П., 1982; Сидоренко

 

C.В., 1998; Соколов В.Д., 2005, Петренко А.И. и соавт., 2006, 2007).

 

Вот почему в последнее время многие исследователи подчеркивают, что одним из приоритетов любого правительства является обеспечение населения безопасными продуктами питания (Петренко А.Я. и соавт., 2007; Посконная Т.Ф., 2007; Туник А.Н. и соавт, 2007 и др.)

 

Поэтому в ряде стран ЕС и США, в которых до 2006 года также широкоприменялись кормовые антибиотики, было принято соглашение о запрещении целого ряда комовых антибиотиков, что сразу же негативно сказалось на экономических показателях в животноводстве, особенно в свиноводческих хозяйствах.

 

Одной из основных альтернатив кормовым антибиотикам являются дрожжи (Соколова Л.Н., 1994; Доусон К.А., Трикарико X., 2004) и прежде всего сухие дрожжи, удобные для применения в животноводстве (Емельянов А., Богданов В., 2005;Соколов; В.Д., Андреева Н.Л.,2005; Jerzy Pres, 2005; Zdzislaw Mroz, 2005).

 

В этой связи мы взяли для изучения сухие пивные дрожжи фирмы Leiber, для испытания при выращивании поросят – отъемышей, то есть, в самый трудный для организма период выращивания.

 

В настоящее время примером классического пробиотика являются: живая культура дрожжей, которая известна под названием Yea-Saccl026 и выделенная из штамма Saccharomyces cerevisiae1026, а также побочный продукт пивного производства – пивные дрожжи Saccharomyces cerevisiae. Эти добавки стимулируют образование благоприятной микрофлоры кишечника. При распаде дрожжевых клеток образуются липидосодержащие соединения, которые стимулируют работу бактерий расщепляющих целлюлозу. В результате действия вышеупомянутых микроорганизмов образуется больше летучих жирных кислот, увеличивается масса самих микроорганизмов, что увеличивает количество протеина и аминокислот в двенадцатипёрстной кишке, а животного снабжает дополнительной энергией и необходимыми питательными веществами. Поэтому пивные дрожжи являются одной из эффективнейших альтернатив использованию кормовых антибиотиков, которые имеют внутриклеточные ферменты, способствующие процессу расщепления составных частей корма и, тем самым, увеличивают питательную ценность кормов. Обладают пробиотическим и пребиотическим действием. Оказывают стимулирующее и стабилизирующее влияние на иммунную систему организма животных. Содержат до 45% белка, большое количество витаминов группы В, макро и микроэлементы, тем самым стимулируют рост и развитие животных. Об этом говорит состав сухих пивных дрожжей, в которых содержится белок, многие аминокислоты, микроэлементы, витамины и другие БАВ.

 

Благодаря такому уникальному набору питательных веществ, сухие пивные дрожжи стабилизируют и восстанавливают микрофлору преджелудков и кишечника, предупреждают заболевания желудка и кишечника, а также оказывают помощь в процессе восстановления после заболевания, абсорбируют вредные бактерии и продукты их жизнедеятельности, снижают вредное действие микотоксинов, находящихся в кормах, повышают устойчивость к стрессам и к большому количеству микроорганизмов в кормах, снабжают животных натуральным концентратом витаминов и минеральных элементов, поставляют белок с повышенной биологической ценностью, стимулируют рост шерсти, а также кровообращение в коже, уменьшают перикисное окисление липидов, ускоряя замещение свободных радикалов

 

В тоже время, кормовая ценность дрожжей зависит от технологии производства и в этом плане решающее значение имеет технология сушки. Продукты, содержащие пивные дрожжи сушатся по специальной запатентованной технологии, сохраняющей компоненты, при помощи несущих элементов („носителей”) при максимальной температуре 55° С. Эти два метода направлены на то, чтобы максимально сохранить биологическую ценность пивных дрожжей.

 

Сухие пивные дрожжи задавали с кормом поросятам-отьемышам в течение 35-42 дней.

 

При изучении влияния препаратов на организм лабораторных животных учитывали некоторые иммуно-биохимические показатели подопытных и лабораторных животных, адаптогенное, противострессовое действие, сохранность и прирост живой массы.

 

Из иммунобиохимических показателей определяли содержание в крови белка, форменных элементов, гемоглобина, глюкозы, активность лизоцима, фагоцитарную активность и ряд других показателей, характеризующих состояние организма.

 

После отъема поросят от матки у них изменяется весь процесс существования: появляется новая среда обитания, изменяется тип кормления, как и сами корма, исчезает опека (защита) матери, возникают конфликты с другими, новыми особями. При этом смешивание поросят нескольких пометов в одном станке вызывает у них новые проблемы, связанные с сохранением или приобретением «первенства», выяснение ранговых отношений, что приводит к дракам, травмам и беспокойству. Поросята меньше отдыхают, у них уменьшается аппетит (надо привыкать к новому корму), изменяется микроклимат, газовый и температурный режим, что само по себе является стрессом. В этот период, как указывают С.И.Плященко и В.Т.Сидоров (1987), активируется симпатико-адреналовая и гипоталамус-аденогипофиз-адренокортикальная системы, что приводит к существенным изменениям в обменных процессах и иммунобиологической реактивности, которые наряду с другими факторами играют важную роль в возникновении ряда заболеваний, особенно желудочно-кишечных, регистрируемых в послеотьемный период.

 

Отъемный стресс является самым пагубным для поросят, так он включает в себя эмоциональный, кормовой, климатический, температурный, механический и другие виды стрессов. Анализ показывает, что в отъемный период у поросят резко увеличивается количество диарей, затем появляются бронхопневмонии, авитаминозы и другие нарушения обмена веществ, отчего снижаются привесы животных и возникают летальные исходы. При этом пик возникновения количества диарей приходится на первые две недели после отъема, что согласуется с результатами наблюдений С.Н.Гурьянова и соавт. (1991), Э.Е.Шутова (1994) и других исследователей.

 

Сразу же после отъема в организме поросят происходят выраженные иммунобиохимические изменения, среди которых некоторые являются постоянными показателями, «медиаторами» стрессовых реакций. Уже через 8 ч после отъема в крови поросят резко увеличивается содержание лейкоцитов — с 14,8 х 109/л до 26,7 х 109/л, т. е. почти в два раза. Возрастает активность лизоцима с 16,1% до 24,7% (в полтора раза); увеличивается содержание глюкозы (превращение гликогена печени в глюкозу) с 7,1 ммоль/л до 9,7 ммоль/л; иммуноглобулина G — с 16,3 г/л до 21,4 г/л. Одновременно с этим увеличивалось накопление конечного продукта перекисного окисления липидов (ПОЛ) – малонового диальдегида (МДА) с 0,7 до 0,9 нмоль/л. Следовательно, организм отвечает защитными реакциями на возникновение чрезмерного раздражителя, каким является отъемный стресс.

 

При исследовании указанных показателей через 24 ч после стресса их уровень постепенно снижался, однако оставался выше фоновых, достоверное увеличение наблюдалось лишь лейкоцитов и глюкозы. Что же касается МДА, то в это время наблюдалась интенсивность его накопления. Активность лизоцима и содержание иммуноглобулина G хотя и было выше фоновых, но оказалось статистически недостоверным.

 

На третьи сутки почти все исследуемые показатели стрессовой реакции стабилизировались, за исключением МДА, концентрация которого вновь увеличивалась. Полученные результаты согласуются с данными С.Н.Гурьянова (1993); Э.Е. Шутова (1994); М.Э. Онуфриенко (1996) и другими исследователями.

 

При изучении ростостимулирующих свойств дрожжей в стандартный гранулированный корм подопытных лабораторных животных (молодые растущие белые крысы) добавляли 2,5; 5; 7,5 и 10% сухих пивных дрожжей. Для этого взяли 5 групп животных: четыре подопытных и одну контрольную по 20 голов в каждой. По плану намечалось испытать две дозы кормовой добавки 5 и 10% к корму, однако дополнительно решили проверить и другие дозы сухих пивных дрожжей — 2,5 и 7,5%.

 

Всех животных взвешивали перед экспериментом, через 15 и затем через 30 дней после начала опыта. В конце опыты все животные были убиты и проведено патологоанатомическое вскрытие, а также была взята кровь для клинических и иммунобиохимических исследований.

 

За время эксперимента, который продолжался 30 дней, животные не проявляли признаков беспокойства, охотно поедали корм и пили воду (особенно животные 1, 2 и 3 групп, получавших пивные дрожжи в дозе 2,5; 5 и 7,5% к корму). У животных 4-й группы, получавших пивные дрожжи в дозе 10% к корму, аппетит был несколько понижен, особенно в последней декаде эксперимента, однако они также были подвижными и охотно пили воду.

 

Анализ полученных результатов показывает, что влияние сухих пивных дрожжей на рост и развитие белых крыс зависит от дозы кормовой добавки. Наилучшие показатели по сравнению с контрольными животными получены при внесении в рацион крыс 2,5% сухих пивных дрожжей. Прирост живой массы в этой группе у животных составил 21,2 г или 120,1% по отношению к приросту живой массы контрольных животных (17,5 г). При дозе кормовой добавки 5% к рациону прирост живой массы составил 18,4 г или 105% к приросту живой массы животных контрольной группы. Назначение препарата в дозе 7,5% к корму, не повышало, но и не уменьшало прироста живой массы. Добавление в рацион белых крыс кормовой добавки в количестве 10% отрицательно сказалось на росте и развитии животных. Прирост живой массы в этой группе составил всего 5,45 г или 69% против 100% в контрольной группе, хотя других токсических проявлений в организме обнаружено не было.

 

Наличие в сухих пивных дрожжах многочисленных биологически-активных веществ побудило нас изучить их адаптогенные свойства.

 

Стресс у подопытных белых крыс вызывали с помощью шуттель-аппарата, имитирующего транспортный (механический) стресс. На шуттель-аппарат помещали коробку с животными и выдерживали их в течение 2-х ч при включенном аппарате. В крови белых крыс определяли наиболее информативные показатели, характеризующие возникновение и течение стрессовой реакции (стрессовые медиаторы): глюкозу, общий белок, концентрацию малонового диальдегида (МДА) и количество лейкоцитов. Предварительно, перед стрессированием животных сухие пивные дрожжи задавали в оптимальной ростостимулирующей дозе — 2,5% к корму, на протяжении 21 дня дозе

 

Исследование крови у крыс для определения вышеперечисленных показателей проводили через 1ч, 1, 2, 3 и 7-е сутки после стрессирования. Кроме основных показателей стресса в крови цыплят определяли содержание общего белка, лейкоцитов и живую массу в конце опыта.

 

В серии опытов, повторенных дважды по выяснению антистрессового действия препарата установили, что при стрессе резко увеличивается содержание глюкозы, лейкоцитов, концентрация МДА, снижается содержание общего белка и живая масса белых крыс.

 

Например, уже через 1 ч после стрессирования концентрация» глюкозы составила 10,03 ммоль/л, против 7,27 ммоль/л в контроле (увеличение на 24%). Через сутки после стрессирования этот показатель увеличился до 11,55 ммоль/л или на 35%. Снижение содержания глюкозы до фоновых показателей произошло только на 7-е сутки (на 4, 5 и 6 сутки эти показатели были выше фоновых, хотя и статистически не достоверны).

 

Весьма характерно, что при предварительном назначении сухих пивных дрожжей эти показатели у стрессированных животных нивелировались, и их восстановление до фоновых показателей наступало в подопытной группе уже на третьи сутки.

 

По данным В.М.Земскова и соавт. (1977) иммуностимулятор РНК повышает устойчивость различных тканей внутренних органов белых мышей, к эшерихиям. Подобный опыт мы провели на белых мышах, которым за 3 недели до заражения назначали сухие пивные дрожжи в дозе 3% к корму.

 

Оказалось, что содержание эшерихий в органах и тканях контрольных белых мышей (кровь, печень, селезенка, почки) было примерно одинаковым и составляло 900-1000 КОЕ в 1 мг. У подопытных мышей содержание эшерихий в указанных органах было в несколько раз меньше и колебалось в пределах 200-350 КОЕ. Наши данные кроме В.М.Земского и соавт., согласуются с результатами опытов Н.Л.Андреевой (1992) и А.В.Кудрявцева (2003).

 

Кроме того, сухие пивных дрожжи проявляли выраженный лечебно-профилактический эффект при экспериментальном колибактериозе белых мышей.

 

Таким образом, сухие пивные дрожжи, примененные за три недели до заражения животных, повышают устойчивость организма к бактериальным агентам за счет активизации защитных сил.

 

Производственные опыты провели в трех свиноводческих хозяйствах (в Латвии и Ленинградской области) на животных разных пород. После отьема поросят от свиноматок и формирования групп с 28 по 35 день жизни поросят кормили готовой кормовой смесью, используемой в хозяйствах, например престартер. Сухие пивные дрожжи задавали в два этапа — первый этап на протяжении 20 дней, доза дрожжей 3% к корму; второй этап на протяжении 15 дней, доза дрожжей тоже 3% к корму.

 

Основные показатели производственных опытов

 

Средняя масса поросят: подопытные группы – 33,4 кг, контрольные группы —32,1 кг.

 

Среднесуточный прирост живой массы: подопытные группы — 477 г, контрольные группы – 457 г.

 

Сохранность: подопытные группы — 99%, контрольные группы — 88%.

 

Расход корма на 1 кг привеса: подопытные группы – 2,14 кг, контрольные группы — 2,46 кг.

 

Таким образом, производственные опыты показали, что добавление сухих пивных дрожжей  в корм поросятам-отъемышам в количестве 3% повышает среднесуточный прирост живой массы, увеличивает сохранность, уменьшает возникновение у поросят диарей и снижает расход корма на единицу привеса. Учитывая экспериментальные исследования, можно заключить, что эти позитивные эффекты влияния сухих пивных дрожжей на организм поросят связаны с адаптогенным, иммуностимулирующим и активирующим обмен веществ действием.Поделиться ссылкой: